- Библиография статей посвященных крымскотатарской сказке Составитель Эмисуинова Н.К.
- Матюв огълан или возвращение солнца. Картина мира и мир образов в феномене "род" Сеферов Энвер
Символика гор в крымских сказках и легендах
Усеинова В. Э.- АРХАИКА В КРЫМСКОТАТАРСКОЙ СКАЗКЕ О КУЧУК-ОГЛАНЕ. Эмирсуинова Н.К. Крымский инженерно-педагогический университет.Украина.
- РАЗНОВИДНОСТИ КРЫМСКОТАТАРСКИХ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ Усеинов Л.Б в журнале "Вопросы духовной культуры"
- ЛЕГЕНДА ЯК СПЕЦИФІЧНА ФОРМА КУЛЬТУРНОЇ СВІДОМОСТІ (НАМАТЕРІАЛІ КРИМСЬКИХ ТЕКСТІВ) автореферат ЖЕРДЄВА АНАСТАСІЯ МИХАЙЛІВНА УДК 008:398.222(477.75)
___________________________________________________________________
Ну о-о-о-очень полезные ссылки
http://www.docme.ru
__________________________________________________
Методические рекомендации специалиста
доцент кафедры русской филологии
Научно-исследовательская работа школьников по изучению и переводу крымскотатарских сказок.
1 этап. Составление картотеки сказочных текстов.
Школьник самостоятельно выбирает из фольклорного сборника одну сказку для описания. На титульном листе работы необходимо указать:
Название сказки.
Библиографическое описание сборника.
Данные об исполнителе сказки, если они имеются
Свою фамилию и имя.
Ф.И.О. учителя крымскотатарского языка и литературы.
Школу и класс.
Вопросник для описания сказки. Отвечайте на вопросы чётко, кратко, приводя примеры.
1. Сколько основных персонажей? Перечислите их.
2. Есть ли мифологические персонажи? ( Див, Аждерха, Обур или другие)
3. Составьте схему узловых моментов сюжета.
4. Выявляется ли близость некоторых элементов сюжета фольклору других народов?
5. Определите жанровую разновидность сказки: бытовая, волшебная или сказка о животных?
6. Если сказка волшебная, то назовите волшебных помощников и волшебные предметы.
7. Каковы особенности поэтики? (Постоянные эпитеты, присказки, формульные выражения, зачин, концовка, пословицы, поговорки, числовая символика).
8. Есть ли стихотворные вставки?
9. Упоминаются ли в сказке названия:
- старинных профессий, занятий, служебных чинов и званий?
- крымских населённых пунктов, гор, рек?
- национальных блюд?
- национальной одежды?
10. Есть ли упоминания:
- о крымскотатарских национальных обычаях?
- о народных приметах?
- о религиозных обрядах?
- об исторических событиях?
11. Есть ли в сказке названия:
- музыкальных инструментов?
- народных песен и плясок?
12. Есть ли описание жилищ?
13. Какая местность описывается в сказке: степи, горы, морское побережье, леса?
14. Какая роль в сказке отведена водной стихии. (Море, река, родник, колодец, водопад, фонтан)?
15. Есть ли в сказке комические ситуации?
16. Что особенно привлекло Ваше внимание в данной сказке?
2 этап. На основе ответов на вопросы можно начать коллективную работу по составлению таких словарей, как: «Словарь сказочной атрибутики» или «Словарь сказочных персонажей».
3 этап. Работа по индивидуальным планам.
Тематика научных исследований.
- Сказка народная и литературная в культуре крымских татар.
- Этническая картина мира в сказке.
- Интерьер "сказочного" дома как знаковая система.
- Символика сказки и национальный костюм.
- Обрядовые игры и танцы в сказке.
- Сказка и легенды в народной памяти.
.- Легенды и предания моего села.
Примерные темы рефератов и сообщений
- Основные персонажи в сказке «Аждерха Йылан»
- Характеристика одного из сборников народных сказок.
- Сюжет о мудрой девушке в крымскотатарских сказках.
- Испытания героя Биюк-ламбатской сказки.
- «Вредители» и « помощники» в сказке «Джырыкъ»
- Два варианта сказки о Кичкене.
- Волшебные помощники в сказке «Асан огълу Усеин»
- Человек и животные в сказке «Авджи яш».
Сборники сказок.
- Татар халкъ масаллары. Ташкент 1959.262с.
- Акъыллы кирпинен айнеджи тильки. Ташкент 1990.-224с.
- Тылсымлы юзюк. Халкъ масаллары.-Акъмесджит.2006.
- Кърымтатар халкъ масаллары.- Акъмесджит.2008.-383с.
- Сказки и легенды татар Крыма. - М.1992.-352с.
- Сказки и легенды крымских татар.- Симферополь.1991.160с.
4 этап. Публичная защита выполненных письменных рабо
Комментариев нет:
Отправить комментарий