В помощь учителю






___________________________________________________________________

Ну о-о-о-очень полезные ссылки


http://www.docme.ru


__________________________________________________



Методические рекомендации специалиста

Emirsuinova_Nuriya.jpgЭмирсуинова Нурия Каримовна – кандидат филол. наук,
доцент кафедры русской филологии  

Научно-исследовательская работа школьников по изучению и переводу  крымскотатарских  сказок.


1 этап. Составление картотеки сказочных текстов.
Школьник  самостоятельно выбирает из  фольклорного сборника  одну сказку для описания. На титульном листе работы необходимо указать:
Название сказки.
Библиографическое описание сборника.
Данные об исполнителе сказки, если они имеются
Свою фамилию и имя.
Ф.И.О. учителя крымскотатарского языка и литературы.
Школу и класс.

Вопросник для описания сказки.  Отвечайте на вопросы чётко, кратко, приводя примеры.
1.   Сколько основных персонажей? Перечислите их.
2.   Есть ли мифологические персонажи? ( Див, Аждерха, Обур или другие)
3.   Составьте схему узловых моментов сюжета.
4.   Выявляется ли близость некоторых элементов сюжета фольклору других народов?
5.   Определите жанровую разновидность сказки: бытовая, волшебная или сказка о животных?
6.   Если сказка волшебная, то назовите волшебных помощников и волшебные предметы.
7.   Каковы особенности поэтики? (Постоянные эпитеты,  присказки, формульные выражения, зачин, концовка, пословицы, поговорки, числовая символика).
8.   Есть ли стихотворные вставки?
9.  Упоминаются ли в сказке названия:
      - старинных профессий, занятий,  служебных чинов и званий?
      - крымских населённых пунктов, гор, рек?
      - национальных блюд?
      - национальной одежды?
10.   Есть ли упоминания:
       - о крымскотатарских национальных обычаях?
       -  о народных приметах?
       -  о религиозных обрядах?
       -  об исторических событиях?
11.   Есть ли в сказке названия:
        - музыкальных инструментов?
        - народных  песен и плясок?
12.   Есть ли описание жилищ?
13.   Какая местность описывается в сказке: степи, горы, морское побережье, леса?
14.    Какая роль в сказке отведена водной стихии. (Море, река, родник, колодец, водопад, фонтан)?
15.     Есть ли в сказке  комические ситуации?
16.     Что особенно привлекло Ваше внимание в данной сказке?         

2 этап. На основе  ответов  на вопросы можно начать коллективную работу по составлению  таких словарей, как:  «Словарь сказочной атрибутики»  или  «Словарь сказочных персонажей».

                                                                                                 
этап.  Работа по  индивидуальным планам.

Тематика научных исследований.
-   Сказка народная и литературная в культуре крымских татар. 
-  Этническая картина мира в сказке.
-   Интерьер "сказочного" дома как знаковая система.
-  Символика сказки и  национальный костюм.
-   Обрядовые игры и танцы в сказке.
-   Сказка и легенды  в народной памяти.
.-  Легенды  и предания моего села.

Примерные темы рефератов и сообщений
-    Основные персонажи в сказке «Аждерха Йылан»
-    Характеристика  одного из сборников  народных сказок.
-    Сюжет о мудрой девушке в крымскотатарских сказках.
-    Испытания героя   Биюк-ламбатской сказки.
-   «Вредители» и « помощники» в сказке «Джырыкъ»
-    Два варианта сказки о Кичкене.
-    Волшебные помощники в сказке «Асан огълу Усеин»
-    Человек и животные в сказке «Авджи яш».

Сборники сказок.
  1. Татар халкъ масаллары. Ташкент 1959.262с.
  2. Акъыллы кирпинен айнеджи тильки. Ташкент 1990.-224с.
  3. Тылсымлы юзюк. Халкъ масаллары.-Акъмесджит.2006.
  4. Кърымтатар халкъ масаллары.- Акъмесджит.2008.-383с.
  5. Сказки и легенды татар Крыма. - М.1992.-352с.
  6. Сказки и легенды крымских татар.- Симферополь.1991.160с.

4 этап.  Публичная защита выполненных письменных рабо

Комментариев нет:

Отправить комментарий